sachok_2 (sachok_2) wrote,
sachok_2
sachok_2

Category:

Эйн-Афек, или

История о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем госпитальеры с тамплиерами.

ПРЕДЫСТОРИЯ
В 1095 г. во французском городке Клермоне к замершей в ожидании публике обратился папа Урбан II:


Он сказал, что пришла пора всем истинным христианам отправиться в Святую землю и вырвать Гроб Господень из рук язычников и неверных. Речь была страстной и впечатляющей, в этом сходятся все, кто её слышал. Проблема только в том, что в порыве общего восторга и воодушевления никому из присутствующих не пришло в голову эту речь записать, поэтому знаем мы её только в общих чертах, причём, естественно, каждый из очевидцев (ушеслышцев?) пересказывал эту речь по-своему.
Ну ладно, неважно, что он там, в сущности, сказал. Важно то, что воспламенённые папой граждане в совершенно жутком количестве (по некоторым подсчётам, около 400 тысяч человек) двинулись на Иерусалим. Причём, говоря о 400 тысячах, я имею в виду отнюдь не крестьян, отправившихся спасать святые места под предводительством Петра Амьенского, не представляя себе толком, куда они идут и что им предстоит преодолеть. Те бедолаги практически все встретили свою смерть, не дойдя до Святой земли.


Я говорю только о рыцарях и их людях, профессионалах войны.
Из этих профессионалов дошли до Иерусалима и разбили лагерь у его стен всего 40 тысяч.


Что стало с остальными? Кто-то умер; кого-то зашибли местные жители, которые были вовсе не в восторге от наглой вооружённой орды, проходящей через их земли; кто-то нашёл своё счастье в других землях, не таких святых, но приносящих неплохой доход, вроде Эдессы; кто-то просто вернулся домой, резонно полагая, что лучше быть живым дезертиром, чем мёртвым святым.

Итак, 40 тысяч стали у стен Иерусалима. Иерусалим взяли. Вот так:


И что же? После сего героического деяния большинство почло свою задачу выполненной и засобиралось домой. Так что, если верить древнему автору, очевидцу и участнику описываемых событий, когда подвели итоги и посмотрели, кто же остался в новорожденном Иерусалимском королевстве - опешили: с трудом набралось 300 рыцарей и 2000 пехотинцев.

Ну, делать нечего, стали обустраиваться.
Надо вам сказать, что, кроме совершенно искреннего, пламенного религиозного посыла у всех этих парней в доспехах был ещё один посыл, не менее пламенный и не менее искренний: ребяткам очень хотелось заработать.
Сказано - сделано. Раздаются и разбираются домены и феоды, и начинается активная деятельность на благо себя любимых. Благо, есть на чём заработать.
Ну, например, на сахаре. Впервые Европа попробовала сладенькое, получив его из рук крестоносцев! Естественно, выращивание сахарного тростника и сахароварение объявляются монополией и королевским доменом. В Европу уходят корабли, гружёные сахаром - чёрным, грубой очистки, для бедняков; жёлтым и розовым, получше качеством - для богатых; белым, таким дорогим, что почти никто его и не покупал - для совсем уж выпендрёжников, типа тех, кто сегодня ставит в сортирах золотые унитазы, чтобы демонстрировать их гостям...
Ещё, например, на дорожных сборах. С каждого каравана, с каждого одиночного торговца - денежка...
Или, например, на пошлине за проход через городские ворота. Интересно - брали только за вход, или за выход тоже?
Или, например, на объявлении монополией мукомольного дела и выпечки хлеба. Гениальная идея, между прочим! "Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда" (с)

Всё это было не так просто, как кажется. Дело в том, что из-за своей малочисленности рыцари не могли более-менее эффективно контролировать страну, местное население которой относилось к ним весьма враждебно. При этом речь идёт не только о мусульманах, но и о евреях, самаритянах и даже о местных христианах восточного толка. Тот же автор писал: "не только передвигаться по дорогам было опасно, потому что местные жители убивали с жестокостию любого неосторожного из нас, но они ещё и отказывались обрабатывать свои поля, желая уморить нас голодом".
Поэтому вскоре королевство превратилось в архипелаг крепостей, островков во враждебном море, между которыми можно было передвигаться лишь с сугубой осторожностью и в составе хорошо вооружённого отряда.

А чтобы обезопасить производства, расположенные в чистом поле, крестоносцы вынуждены были строить башни - "Turis" или, в другом написании - "Turris", в которых работающие, в случае нападения, могли укрыться.



И, СОБСТВЕННО, ИСТОРИЯ
Ну так вот, в самом конце 12-го века мы имеем такую картину:
а) симпатичное такое место, где бьют многочисленные источники, сливаясь в речку Нааман. Это не оговорка - не ручей, נחל, а речка - נהר. То есть, вода там имеется круглый год.


Место это известно ещё римлянам, и называлось тогда Беллум. Крестоносцы же зовут речку Блюм Д`Аккре, потому что течёт она в сторону Акко;
б) сам город Акко, теперь уже, после облома у Карней Хиттин, - столица Иерусалимского королевства. В Акко множество народа, и всем хочется свежего хлебушка:
в) инициативный и небедный народ, готовый на всё, чтобы слегка подзаработать. Если не слегка - ещё лучше.

И вот орден иоаннитов-госпитальеров покупает в верховьях Блюм д`Аккре маленькую деревушку Рекордане, которая хороша тем, что там уже есть мельница. И всё идёт замечательно: водичка течёт по жёлобу, вращает горизонтально расположенное мельничное колесо с лопастями, которое крутит ось, на которую насажены жернова. Из-под жерновов плывёт поток муки, превращаясь в поток золота к вящей славе ордена иоаннитов.

Но в Акко сидят тамплиеры, вечные соперники госпитальеров. Их давит жаба. Очень давит! Особенно, когда они видят до отвращения довольные хари лица госпитальеров или слышат звон золотых в их карманах. Словом, "задние тоже хочут"!

И тамплиеры покупают недалеко от Рекордане свой участок. Близенько, метрах в 300. И ставят там башню, назвав её Док.
И строят плотину (не шуточки - больше 600 метров длиной!):


И монтируют в башне мельницу - три потока воды вращают три пары жерновов:


И всё замечательно! Водичка течёт по жёлобу, вращает горизонтально расположенное мельничное колесо с лопастями, которое крутит ось, на которую насажены жернова. Из-под жерновов плывёт поток муки, превращаясь в поток золота к вящей славе ордена тамплиеров.

Итак, в процессе решения задачки получаем две мельницы: Рекордане (госпитальеры) и Док (тамплиеры), стоящие в 300 метрах друг от друга и берущие воду из одних и тех же источников.
Всё идёт прекрасно - вплоть до того момента, когда госпитальеры с удивлением замечают, что на их жернова почему-то льётся хиленький, совершенно неприличного вида ручеёчек. Не будучи сильными специалистами в гидрологии, они всё же разбираются, что произошло, и приходят в ярость.

Дело в том, что своей замечательной плотиной тамплиеры в Доке подняли уровень воды на 3 метра и перехватили всю воду Рекордане.
Что делать? Бить морды? У тамплиеров тоже есть мечи и щиты, да и воины они не слабые, даже еcли не забывать, как они облажались у Карней Хиттин. В конце концов, госпитальеры - тоже не Салах а-Дин, и начистить им рыла у тамплиеров вполне может хватить боевого духа.
Госпитальеры начали жаловаться. Аж до папской канцелярии достучались, но что-то это им не сильно помогло. Чем всё окончилось?
Не знаю, право...

Вот ведь какие грустные истории случались в те мрачные, очень средневековые времена...

Прошли столетия. Кто теперь разберёт, кто прав, кто виноват, где там Док, а где Рекордане? Течёт красивая речка Нааман в красивом заповеднике Эйн-Афек. Черепахи там, буйволы, цветы разные.

И только камни остались в месте, где когда-то кипели нешуточные страсти.


Sic Transit Gloria Mundi!
Tags: Галилея, история, крестоносцы
Subscribe

  • Андрей Макаревич - ОМОНовский вальсок

    Оригинал взят у rimona в ОМОНовский вальсок Оригинал взят у red_ptero в Российскому Беркуту посвящается Оригинал взят у…

  • Цитата

    "Оказывается, если человека обрить, а потом дать обрасти щетиной, если его малость поморить голодом, затем натянуть на него грязный ватник и рваный…

  • И... вот

    Эта фотография была снята на горе Кармель 22 марта 2011 года, через три месяца после пожара: Она же, с увеличением. Обугленные, мёртвые скелеты…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

  • Андрей Макаревич - ОМОНовский вальсок

    Оригинал взят у rimona в ОМОНовский вальсок Оригинал взят у red_ptero в Российскому Беркуту посвящается Оригинал взят у…

  • Цитата

    "Оказывается, если человека обрить, а потом дать обрасти щетиной, если его малость поморить голодом, затем натянуть на него грязный ватник и рваный…

  • И... вот

    Эта фотография была снята на горе Кармель 22 марта 2011 года, через три месяца после пожара: Она же, с увеличением. Обугленные, мёртвые скелеты…